Тема: Охрана и защита прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства

Информация

Введение

Актуальность темы дипломного
исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их
родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних
детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные
качества ребёнка относится к бесспорным положениям.

В тех случаях, когда по
каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать
условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного
развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Тем более, что
уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Особая роль и
значение в деле охраны и защиты прав несовершеннолетних детей принадлежит
органам опеки и попечительства. В настоящее время вопросы регулирования
правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Как указано в Послании Президента
РФ Федеральному Собранию[2], нужно признать, что сегодня без
поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых,
сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных,
финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как
пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая,
беспризорность и т.д.

В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы
устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни,
питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная
форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов
обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту
их законных интересов.

Данный институт
обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или
муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне
оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной
экономики. В то же время практика применения положений гражданского и семейного
законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость
проведения комплексной реформы этого института.

В рамках подобной реформы проводятся
значительные мероприятия, направленные на совершенствование применения опеки и
попечительства, в том числе над несовершеннолетними. Так, были разработаны и
находятся в стадии обсуждения проекты Федерального закона «Об опеке и
попечительстве» и Федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «Об опеке и попечительстве».

При разработке этих документов
использовался положительный опыт российского и зарубежного законодательства в
сфере правового регулирования опеки и попечительства, в частности, Германии,
Франции, Швеции, Квебек, Китая, Японии, Латвии, Республик Беларусь, Казахстан,
Украина и других государств[3].

Следует также отметить, что
2008 год объявлен Годом семьи в России, и проведение реформ в сфере обеспечения
интересов несовершеннолетних относительно воспитания, обеспечения нормальных
условий жизни, позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг
важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых
семейных ценностей, в том числе при применении опеки и попечительства.

Среди трудов, посвященных вопросам применения различных форм воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А.
Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М.
Ворожейкина, А.Г. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В. Залесского, О.Ю.
Ильиной, Ю.А. Королева, П.В.

Крашенинникова, С.А. Муратовой, В.П. Никитиной,
Л.М. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа,
Е.А. Чефрановой, О.А. Хазовой и др. Непосредственно проблемам применения опеки
и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей, уделялось внимание в работах А.М. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М.
Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой, А.М.
Нечаевой, С.В.

Осиповой и др. К сожалению, институт опеки и попечительства
является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в отечественной
юридической науке. «В юридической литературе современное состояние института
опеки и попечительства не исследуется… В течение многих десятилетий
законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось»[4].

Тема: Охрана и защита прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства

Объектом исследования
являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны и защиты прав
несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. Предмет работы –
нормы гражданского и семейного законодательства по рассматриваемой
проблематике, специальная литература, судебная практика.

– рассмотреть роль
и значение органов опеки и попечительства в выявлении и устройстве детей,
оставшихся без попечения родителей;

– изучить участие
органов опеки и попечительства в процессе установления опеки и попечительства;

– рассмотреть  права
детей, находящихся под опекой и попечительством;

– установить основания
прекращения опеки и попечительства над детьми;

– исследовать последствия
прекращения опеки и попечительства.

В качестве методов
исследования использовались исторический, формально-юридический и системный
методы научного познания. Теоретические выводы проиллюстрированы примерами из
судебной практики. По своей структуре дипломная работа состоит из введения,
трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ:

  • Дети в возрасте до 18 лет имеют право проживать с родителями по возможности в семье. Если родители не лишены родительских прав, дееспособны и не отстранены от воспитания ребенка в связи с злоупотреблением алкоголем и наркотиками, место проживания ребенка определяется с родителями или с одним из них. Под воспитанием подразумевается весь комплекс мер, направленных на заботу, контроль развития и физического состояния ребенка, обеспечение его образования и содержания. Также родители обязаны уделять внимание моральному состоянию ребенка и формированию нравственных ценностей.
  • Право на общение с родственниками. Если это не исключено решением суда, ребенок имеет право на общение со всеми кровными родственниками, в том числе и с бабушками и дедушками. Если один из родителей препятствует этому общению, он нарушает права несовершеннолетнего.
  • Право детей иметь и выражать свое личное мнение. Мнение ребенка должно учитываться при принятии любого решения, непосредственно касающегося его интересов. Важно понимать, что, начиная с десятилетнего возраста, мнение несовершеннолетнего учитывается, а порой и является определяющим при принятии судебных решений в отношении лишения и восстановления родительских прав, определения места проживания ребёнка, а также при усыновлении и изменении имя, отчества и фамилии.
  • Любой ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Отчество ребенка определяется по имени отца, а фамилия может переходить от одного из родителей.
  • Право ребенка на защиту своих прав и интересов. Основные функции по защите прав и интересов ребенка возлагаются на родителей. Если родители проживают раздельно с ребенком, это не освобождает их от обязанности защищать его интересы. Если родители отсутствуют, лишены родительских прав, недееспособны либо злоупотребляют алкоголем и наркотическими средствами, все функции по защите прав ребенка возлагаются на опекуна, усыновителя или органы опеки и попечительства. На момент, когда ребенок пребывает в детском воспитательном или лечебном учреждении, контролировать соблюдение их прав должна администрация данного центра.
  • Несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотребления родителей и уважение их человеческого достоинства. Под этим пунктом подразумевается широкий спектр факторов. Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.

Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников. Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке.

Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения. До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо. По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Согласно СК РФ ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с жалобой и заявлением. По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право обратиться от своего лица в судебные органы. Кроме того, все должностные лица обязаны сообщить в органы опеки и попечительства о нарушении прав ребенка, если таковые были ими замечены.

Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц.

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Share on VK

В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних. В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание.

Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц. Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.

В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних. Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д. Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.

и учреждениях социальной защиты

Дети,
находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного
неимущественного, так и имущественного характера, которыми законодатель
наделяет несовершеннолетних детей, воспитывающихся в родной семье. Кроме того,
в силу п. 1 ст. 148 СК РФ, они имеют право на: воспитание в семье опекуна
(попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним
проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК;

обеспечение
им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и
уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии,
пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое
помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения
имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным
законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Право
ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье
опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание
основано на закрепленном законом праве ребенка жить и воспитываться в семье и
соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства
несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством.

Share on Facebook

Лишь в ряде
случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных
причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным
родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное
помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение[55].

Право
несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя)
совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает
необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход,
одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т.п.). Естественно, что
задачи воспитания ребенка могут быть достигнуты опекуном (попечителем) только
при соблюдении принципа уважения человеческого достоинства ребенка,
исключающего пренебрежительное или грубое обращение с ребенком.

Право
ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для
получения образования основано на положениях Конвенции о правах ребенка,
Конституции РФ и Закона об образовании в РФ об обязательности, бесплатности и
общедоступности основного общего образования для каждого ребенка.

В качестве
дополнительной гарантии реализации права детей, утративших попечение родителей,
на получение образования введено правило, в соответствии с которым решение об
их исключении из общеобразовательных учреждений может приниматься только с
согласия органов опеки и попечительства. Опекун (попечитель) должен обеспечить
осуществление несовершеннолетним подопечным права на получение основного общего
образования, соблюдая при этом требования об обязательном учете мнения ребенка
при выборе образовательного учреждения и формы его обучения[56].

Право подопечного ребенка на обеспечение
ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК обязанностью опекунов
(попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. В свою очередь,
государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального
обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает
необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями).

Верховный Суд
РФ указал: Согласно ст. ст. 148, 150 СК РФ денежные средства на содержание
подопечного ребенка выплачиваются его опекуну. Эта норма материального права
основана на том, что несовершеннолетний опекаемый не является полностью
дееспособным и не может в полном объеме самостоятельно осуществлять защиту
своих прав.

Вместе с тем выплачиваемые опекуну на содержание подопечного суммы
государственного пособия имеют целевое назначение и предназначены для реализации
прав подопечного, в связи с чем в ч. 1 ст. 148 СК  прямо указано на то, что
право на алименты, пособия и иные социальные выплаты – это право детей,
находящихся под опекой (попечительством), а не право их опекунов (попечителей).

Если право подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано
до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный обладает
субъективным правом на получение сумм задолженности по указанным платежам и
только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с
соответствующим иском, поскольку право представлять интересы подопечного в соответствии
с ч. 3 ст. 40 ГК у опекуна (попечителя) прекращается с момента наступления совершеннолетия
подопечного[57].

Следует
подчеркнуть, что средства, взыскиваемые на содержание несовершеннолетних детей,
принадлежат им самим. На основании п. 2 ст. 60 СК РФ эти суммы поступают в
распоряжение опекунов и попечителей и расходуются ими на содержание, воспитание
и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать
алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не
более 50% суммы алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя
несовершеннолетних детей в банках.

Необходимо
отметить, что Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
предусматривает ряд дополнительных гарантий улучшения материального положения
оставшихся без родителей выпускников детских учреждений, обучающихся во всех
типах образовательных государственных и муниципальных учреждений, устанавливая
право на бесплатное обучение, повышенную стипендию и др.[58]

Право
ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права
собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением
закреплено законом. Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего
ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему
имущество, в том числе и на жилое помещение.

Однако несовершеннолетний
подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением,
поэтому необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства на
совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются
дети, оставшиеся без попечения родителей.

Кроме
того, в ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеют закрепленного жилого помещения, они по окончании пребывания в
соответствующем воспитательном учреждении при прекращении опеки (попечительства)
имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма
вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

В целях обеспечения
указанной жилищной гарантии законодательством предусмотрено специальное правило
о том, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), подлежат
регистрационному учету как по месту жительства, так и по месту временного
пребывания (в жилом помещении опекуна или попечителя).

Осуществление
воспитания является одновременно и правом опекуна, который может избирать для
этого любые способы. Однако опекун (попечитель) не вправе, воспитывая ребенка,
причинять вред его физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
Поэтому важным правом ребенка, находящегося под опекой (попечительством),
является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна
(попечителя), т.е.

, по сути, настоящей статьей повторяются положения,
предусматривающие право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны
родителей (лиц, их заменяющих).  Термин «злоупотребление» понимается широко:
использование антипедагогических приемов воспитания, трата причитающихся
ребенку средств на собственные нужды и т.п.

Защита
прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки
и попечительства или судом. В суд подопечный ребенок вправе самостоятельно
обратиться уже после достижения возраста четырнадцати лет. Основанием для
принятия органом опеки и попечительства необходимых мер по защите его прав и
законных интересов может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах
злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с
ребенком, расходование им средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на
личные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных источников (сообщений
должностных лиц и граждан)[61].

Как
известно, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без
попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также
для защиты их прав и интересов. При этом достаточно традиционным является
деление опеки и попечительства в зависимости от возраста подопечного, поскольку
опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет (малолетними), а
попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Разграничение
понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере
воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты
опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во
многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в
возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет[62].

Попечительство
устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Таким
образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит
возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в
этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для
самостоятельных действий и поступков.

Правда, в части, касающейся осуществления
им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и
попечительством по общему правилу не существует.  Относительная свобода,
предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в
гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в
осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются.

Освобождение
и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

Термины «опека»
и «попечительство» в настоящее время в юридическом обиходе используется в
разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со
стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или
недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении.

Такому смешению понятий способствует содержание п. 4 ст. 35 ГК РФ, в
соответствии с которым опекунами и попечителями указанных граждан являются
учреждения, в которые они помещены. Кроме того, в правоприменительной практике
опекой принято называть соответствующие органы местного самоуправления,
упомянутые в ст. 34 ГК РФ[29].

К
сожалению, несмотря на то, что ст. ст. 32 и 33 ГК РФ предполагают в соответствии
с их наименованием закрепление понятий «опека» и «попечительство»,
соответствующих легальных определений они не содержат. В настоящее время в
семейном законодательстве под опекой и попечительством понимается, как правило,
форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов
(ст. 123, п. 1 ст. 35 ГК, ст.

1 Федерального закона  от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»[30]). Как мы
видим, опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей,
преследуют две основные цели: воспитание детей и защита прав и интересов детей
(п. 1 ст. 31 ГК). По моему мнению, и опека, и попечительство должны быть
отнесены к формам устройства физических лиц, нуждающихся в социальной заботе.

Кроме
того, интересным, хотя и нетрадиционным представляется мнение К.Б. Ярошенко,
который  указывает на то, что опека и попечительство предназначены в том числе
и для обеспечения устойчивости гражданского оборота[31]. Это утверждение
вполне справедливо с учетом того, что одним из правовых последствий
установления опеки является появление у подопечного законного представителя.

Tweet about this on Twitter

В силу
п. 2 ст.145 СК РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста
четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет. Таким образом, согласно нормам семейного и
гражданского законодательства под опекой находятся малолетние граждане, а под
попечительством находятся несовершеннолетние граждане в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет.

Разграничение
понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере
воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты
опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во
многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в
возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В
гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы
восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной)[32].

Как
подчеркивает М.В. Власова, институт опеки и попечительства регулируется не
только нормами семейного права, но и гражданского права, а также административного
права, то есть по своей сути является комплексным[33]. Согласно п. 3
ст. 145 СК РФ, установление и прекращение опеки или попечительства над детьми
определяются нормами гражданского законодательства.

Юридическим
фактом, непосредственно влекущим возникновение отношений по опеке и
попечительству, является назначение опекуна или попечителя.  Орган опеки и
попечительства обязан устроить ребенка, а если устройство не осуществлено,
орган опеки и попечительства обязан передать сведения о ребенке в орган
исполнительной власти субъекта РФ, а именно, в региональный оператор
государственного банка данных о детях[34].

В
силу п.1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления. Конституционный Суд подтвердил конституционность возложения на
органы местного самоуправления таких полномочий[35]. Порядок
создания органов опеки и попечительства, их структура, компетенция, порядок
деятельности определяются законодательством о местном самоуправлении.

В
ряде субъектов РФ созданы советы (комиссии) по опеке и попечительству, что
судебной практикой признано соответствующим федеральному законодательству[37]. В частности,
Верховным Судом РФ было указано следующее: Осуществление органами местного
самоуправления функций органов опеки и попечительства является их особой
функцией по реализации государственных полномочий, переданных федеральным
законом, что подтверждено положениями п. 1 ст. 34 ГК РФ и ч. 2 ст.

121 СК РФ,
прямо устанавливающими, что органами опеки и попечительства являются органы
местного самоуправления. Причем вопросы организации и деятельности органов
местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми,
оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на
основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов
РФ, СК РФ, ГК РФ (ч. 2 ст. 121 СК РФ).

Часть 1 статьи 121 СК РФ устанавливает
право органов опеки и попечительства по избранию формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, а также осуществления последующего контроля за условиями
их содержания, воспитания и образования. При этом деятельность других, кроме
органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Основанием
для принятия мер по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей,
является получение органом опеки и попечительства информации об утрате им
родительского попечения как в письменной, так и в устной форме от любых лиц, а
также получение информации любым другим способом (проверка условий жизни
ребенка, сообщения в средствах массовой информации и пр.).

Обязанность
сообщать о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается в
соответствии со ст. 122 СК на должностных лиц дошкольных образовательных,
общеобразовательных, лечебных и других учреждений. Глава районной (городской,
районной в городе) администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке
или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя) принимает
решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего
решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина
опекуном (попечителем)[39].

Согласно
п.3 ст.31 ГК РФ, опека и попечительство над несовершеннолетними
устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом
родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным
причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители
уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Отсутствие
родительского попечения может быть вызвано смертью родителей, лишением или
ограничением их в родительских правах, признанием их недееспособными, а также
болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей,
длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания
в местах заключения и т.п.

Обеспечить
содержание ребенка – непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему
материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным
обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей
является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо
они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает
проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения
на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному
средствами;

с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает
необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право.
Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право
несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им
основного общего образования – одна из важных предпосылок его воспитания,
осуществляемого опекуном (попечителем).

Орган
опеки и попечительства при исполнении своих обязанностей взаимодействует с
различными органами и организациями. Так, в целях своевременного установления
опеки и попечительства суд обязан в течение трех дней со времени вступления в
законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении
его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту
жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства
(п.2 ст. 34 ГК).

В
силу п.1 ст. 35 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и
попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве,
в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о
необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При
наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть
назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Оцените статью
Семейные вопросы